Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации\nФедеральное агенство связи (Россвязь)

"Связь времен", статья заместителя директора по учётно-хранительской работе «Центрального музея связи имени А.С. Попова», кандидата культурологии Л.Н. Бакаютовой

Федеральное государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова» является одним из старейших научно-технических музеев мира и призван собирать, изучать и показывать достижения в области связи за всю историю существования человеческой цивилизации. В соответствии со своей миссией музей не только сохраняет материальные свидетельства технического развития отрасли, но и говорит о них на языке, понятном для всех.

Сегодня Центральный музей связи является уникальным местом сосредоточения раритетных образцов техники связи и последних достижений в области телекоммуникационных технологий, формирует и сохраняет Государственную коллекцию знаков почтовой оплаты России, уникальный архив документальных фондов. Собрание в целом насчитывает около восьми миллионов единиц хранения, коллекции музея представляют собой национальное достояние России и включены в Музейный фонд Российской Федерации. Кроме того, музей сохраняет и предоставляет вниманию посетителей здание – архитектурный памятник федерального значения, в котором музей располагается с 1924 года. Это бывший дворец возглавлявшего Почтовое ведомство светлейшего князя Александра Безбородко, построенный в конце XVIII века итальянским архитектором Джакомо Кваренги. На протяжении почти ста лет, с 1829 года по 1918 год, в нём размещались службы Почтово-телеграфного ведомства России.

Центральный музей связи имени А. С. Попова бережно хранит свою более чем вековую историю, которая является частью общей истории научно-технических музеев и отрасли «Связь». Этапы исторического развития Музея условно отражены в его наименованиях, которые отражают особенности того или иного времени.

Телеграфный музей. После завершения Московской Политехнической выставки 1872 года возникла мысль о создании в Санкт-Петербурге Телеграфного музея для ознакомления специалистов и гостей с достижениями в области связи. Возглавлявший Телеграфный департамент Карл Людерс в своём письме от 11 сентября 1872 года Николаю Мансурову, директору Департамента общих дел Министерства внутренних дел России, высказал и обосновал мысль об учреждении Телеграфного музея. Образовать постоянный музей предполагалось из предметов, составлявших экспозицию телеграфного отдела Политехнической выставки. Телеграфный музей открылся для посетителей в 1877 году в Санкт-Петербурге на Почтамтской улице, дом 17. Первым «заведующим музеем и библиотекой» назначили Николая Евстафьевича Славинского, литератора, публициста, вернувшегося из Соединённых Штатов Америки и обратившего на себя внимание серией удачных публикаций об американской жизни русских переселенцев. Н.Е. Славинский руководил музеем до 1911 года. Музей активно комплектовался новыми экспонатами, которые присылались отовсюду. После закрытия Политехнической выставки в музей начали поступать многочисленные экспонаты: стрелочные телеграфные аппараты системы Сименса, работавшие на линии С.-Петербург – Гатчина, электромагнитные аппараты с круглой клавиатурой, обслуживавшие телеграфную линию С.-Петербург – Москва, автоматизированный телеграфный типоаппарат фирмы Сименс и Гальске 1862 г., вышедший из обращения после появления более быстрого аппарата Уитсона. В начале 80-х гг. в музее создается телефонный отдел.

Почтово-Телеграфный музей. В 1884 году после объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в одно ведомство собрание знаков почтовой оплаты и почтовые коллекции были переданы в Телеграфный музей, где был открыт Почтовый отдел. Поэтому, 1884 год считается датой основания Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. С данного момента музей стал называться Почтово-Телеграфным.

Первоначально музей собирал и хранил те марки, которые присылались «добровольцами», не имея ни обменного фонда, ни средств для приобретения филателистического материала. Этим обстоятельством на долгие годы предопределилось отсутствие в коллекции подготовительных материалов к выпускам, а также уникальных марок, которые уже в 80-90 гг. XIX века были редкими и осели в коллекциях частных лиц. Регулярные поступления отечественных знаков почтовой оплаты в Почтово-телеграфный музей относятся к началу ХХ века. В документе начальника Главного управления почт и телеграфов М.П. Севастьянова для Экспедиции заготовления государственных бумаг, где печатались знаки почтовой оплаты, говорилось: «По мере выхода в обращение знаков почтовой оплаты часть этих знаков оставить на всегдашнее хранение в Почтово-Телеграфном музее, как предмет, имеющий в почтовом деле историческое значение». Этот документ хранится в фонде Почтового департамента Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге и датирован 1909 годом.

Начиная с 1891 года, музей принимает участие в выставках, в том числе и международных. В 1900 году происходят крупные поступления в фонды музея экспонатов русского телеграфно-телефонного отдела Всемирной выставки в Париже. После закрытия Всемирной почтовой выставки 1909 года в Чикаго, представленные от России экспонаты, заказанные Главным управлением Почт и Телеграфов, также были направлены в музей.

В 1911 году Н. Е. Славинского сменил Максимилиан Юрьевич Шедлинг, который был редактором Почтово-телеграфного журнала в 1910-1917 гг. и в целом отработал в связи 52 года. Под его руководством в музее был создан каталог музейных предметов, который даёт представление о коллекциях, источниках поступления экспонатов и деятельности музея. В 1914 году в составе телеграфного отдела музея уже имелись экспонаты, относящиеся к беспроволочному телеграфу – радио.

Почтово-Телеграфный музей Наркомата Почт и Телеграфов РСФСР. Главная тема послереволюционного строительства в музейной сфере – сделать доступными все сокровища для трудящихся масс, а именно – превратить музеи в  инструменты культурной революции. Попытка музея расширить экспозицию не увенчалась успехом, и по решению Наркомпроса в мае 1918 года музей был переведен в помещения бывшего дворца Великого Князя Николая Михайловича на Дворцовой набережной Петрограда, дом 18. После переезда в 1918 году Правительства в Москву коллегией Наркомпочтеля РСФСР, в целях приближения музея к ведомству и профессиональным организациям, было решено перевезти и его. На московскую улицу Петровка, дом 3 было перевезено две трети экспонатов из фондов хранения, после чего выяснилось, что музей негде разместить. На складе, где хранилось имущество музея, случился пожар, и часть экспонатов сгорела, а часть была повреждена. В сентябре 1922 года было принято новое постановление о возвращении музея в Петроград, и музей вернулся на Почтамтскую улицу, но в дом № 7.

Музей Народной Связи. В 1923 году при музее создаётся Совет, в который вошли научные сотрудники музея и представители Северо-Западного управления связи, Электротехнического института, Научно-испытательной станции, Главнауки, войск связи Красной Армии, Треста слабого тока, аппарата Уполномоченного по филателии и банкам, а также Северо-Западного Областного правления Союза Связи. По новому положению в составе музея образовано восемь отделов: почтовый, телеграфный, телефонный, радио, организации и управления связи, труда и быта работников связи, филателии и библиотеки. В соответствии с новым положением у него появилось новое название – Музей Народной Связи.

В 1924 году в музее сменилось несколько директоров, прежде чем на эту должность был назначен Александр Семёнович Кудрявцев. Своей энергией и целеустремлённостью он очень много сделал для развития музея. Расширяются международные контакты и сотрудничество, коллекции пополняются экспонатами по радиосвязи. Авторитет музея возрастает и, после переезда Северо-Западного управления связи в 1926 году в другое здание, он становится единственным обитателем здания на Почтамтской улице, 7. В это время расширяются экспозиционные площади, увеличиваются и ассигнования на нужды музея.

Период с 1924 по 1929 гг. был очень активным в жизни музея. Этот период времени характеризуется ростом авторитета и значимости музейного дела в Советской России в целом. В 1924 году Советским правительством на аукционе была приобретена и передана на хранение в Музей Народной Связи часть коллекции марок русских земств, имевшей мировую известность и принадлежавшей когда-то известному коллекционеру Филиппу Феррари. Эти почтовые марки и по сей день являются гордостью Государственной коллекции, в которой представлены знаки почтовой оплаты местных почт 164 уездов Российской империи.

В 1928 году вышли постановления ВЦИКа и СНК РСФСР от 20 сентября «О музейной работе», где вновь ставится вопрос о пополнении музейных коллекций. Это обстоятельство также способствовало активизации собирательской работы музея. В 1929 г. на основании решения Коллегии Наркомата почт и телеграфов музеем была принята большая коллекция почтовых марок в дар от известного коллекционера Петра Петровича Щапова. Во многих позициях она восполнила отсутствующие в Государственной коллекции предметы. Среди многочисленного материала, переданного в музей, огромную ценность представляли прошедшие почту письма с первыми выпусками почтовых марок России, РСФСР и первых лет СССР. Эти материалы и составили основу музейных фондов целых вещей – прошедших почту предметов письменной корреспонденции.

К сожалению, в 1930 году из музея Народной связи уходит А.С. Кудрявцев, а в 1932 году в здание переезжает Ленинградское отделение Научно-исследовательского института связи (ЛОНИИС), значительно потеснив музей.

Центральный дом техники связи. В 30-е годы, когда основным критерием оценки деятельности музеев становится массовость, всеми способами ведётся борьба за «организованного посетителя». Основным резервом увеличения посещаемости становятся экскурсанты, а также участники массовых мероприятий и слушатели лекций, посвящённых различным политическим кампаниям. Новая политическая форма работы – разрушение привычного стереотипа «музея с экспозициями». Музей «путешествует» на улице, в агитвагонах, передвижные выставки организуются в различных местах «вне стен самого музея». Музей выходит за рамки храма науки для немногих избранных и закрытой книги для большинства, он становится одним из очагов мощного внешкольного просвещения, близким широким массам, понятным и доступным для них, говорящим на одном с ними языке. Новым направлением широкой демонстрации технических достижений пролетариата и трудящихся масс Советского Союза, достижений в области овладения капиталистической техникой и создания техники социализма должны были призваны стать Дома Техники. Именно поэтому в 1933 году Музей Народной Связи становится структурным подразделением Центрального дома техники связи, одним из его шести отделов. Из состава музея изымается библиотека. Эксплуатацией здания занимается Ленинградское управление связи. В здании размещаются: Дом техники связи (Музей), лаборатории ЛОНИИСа, учебные помещения Военно-учебного пункта связи, Отдел управления связи, лакокрасочные мастерские, жилконтора домов связи.

Центральный дом техники связи просуществовал до 1937 г. В 1938 г. в Музее связи утверждается проект новой экспозиции по тематическому принципу и вновь ставится вопрос о расширении экспозиционных площадей. В 1938-39 гг. впервые была проведена полная инвентаризация фондов и введена карточная система учета Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. Инвентаризация фондов Госколлекции показала наличие 1.426.000 единиц хранения филателистического материала. Решением ЦИК РСФСР от 20 марта 1935 г. здание бывшего дворца Безбородко как архитектурно-художественный памятник берётся под государственную охрану. Вновь встает вопрос и о его капитальном ремонте. Решению этого вопроса помешала Великая Отечественная война, на пять лет остановившая работу музея и прекратившая деятельность по его развитию.

Центральный музей связи имени А.С. Попова. Многие предвоенные планы музея не были осуществлены, война внесла свои коррективы. Музей и ЛОНИИС были объединены под единым руководством в военный объект, здание сильно пострадало в результате попадания снарядов во время артиллерийских обстрелов, пострадали музейные экспонаты. Часть предметов, подготовленных к эвакуации и находившихся на железнодорожной платформе, пострадали от пожара. Аппараты связи, пригодные для использования в воинских частях для учебных и боевых целей, были переданы фронту.

С началом Великой Отечественной войны, ввиду исключительной ценности Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, было решено эвакуировать все материалы вглубь страны. Госколлекция была упакована в 30 ящиков, которые были доставлены на Бадаевские склады, но вывезти ее не успели: фашисты усилили бомбардировки и артобстрел, а вскоре и блокировали город. Опечатанные ящики с ценнейшим грузом перевезли в Волкову деревню и поместили в деревянном сарае. Опасность, грозившая знакам почтовой оплаты, нисколько не уменьшилась – рядом проходил фронт. В суровой повседневности блокадного Ленинграда хранитель ГК ЗПО У.З. Зиновьева добилась возвращения бесценного груза в музей и находилась при нем всю первую суровую зиму: она дневала и ночевала в музее – это был ее боевой пост. Однако длительное пребывание ящиков с материалами на бумажной основе и клеевым слоем под открытым небом при сырой ненастной погоде все-таки нанесло ущерб части предметов.

Уже в 1944 году Наркоматом связи принимается решение о ремонте здания музея и восстановлении его экспозиций, а в мае 1945 года, в ознаменование пятидесятилетия изобретения радио А. С. Поповым, музею присваивается его имя. Практическая система беспроводной передачи радиосигнала на расстоянии, впервые в мире продемонстрированная А. С. Поповым на собрании Русского Физико-Химического общества в Санкт-Петербургском университете 29 апреля (7 мая) 1895 года, находится на хранении в Центральном музее связи и составляет гордость коллекции радиосвязи.

Первые послевоенные экскурсии для специалистов проходили в 1949 году, однако требовался более серьезный ремонт здания. После окончания Великой Отечественной войны, в музее, возглавляемом директором Константином Александровичем Горминым, начался процесс возрождения и возвращения к предвоенным планам развития. Это, в первую очередь, привело к постановке вопроса о создании Ученого совета при ЦМС для оказания научно–технической помощи в его текущей работе. Совет состоял из 13 человек, в их числе были такие прославленные учёные как чл.-корр. АН СССР М.А. Шателен, чл.-корр. АН СССР В. П. Вологдин, другие известные люди. В 1950 г. открывается для посетителей первая часть экспозиции Центрального музея связи – «Исторический отдел», двумя годами позже – отдел «Связь в СССР». Одновременно с этим, музей ведет систематическую научно-исследовательскую, собирательскую и выставочную работу. Продолжается научное, творческое и деловое сотрудничество с Ленинградским отделением Научно-исследовательского института связи (ЛОНИИС), Ленпочтамтом, городской и областной дирекциями «Союзпечати», дирекцией Ленинградской городской радиотрансляционной сети, Ленинградским центральным телеграфом, Ленинградским электротехническим институтом связи, Управлением Ленинградской телефонной сети и Научно-исследовательским институтом № 380. К началу 1959 года в музее создается библиотечный совет.

Образовавшиеся в годы Великой Отечественной войны утраты марок в музейной коллекции восполнялись в послевоенные годы, в том числе трофейными коллекциями, поступившими в музей в ноябре 1950 года. Общее количество почтовых марок и цельных вещей в секторе Государственной коллекции ЗПО – именно так именовался Отдел знаков почтовой оплаты в 50-е годы, на октябрь 1952 года составляло 2.332.955 единиц хранения.

В 1972 году отмечалось столетие основания музея, в составе которого работало восемь отделов: Радиосвязи, радиовещания и телевидения; Космической и спутниковой связи; Телефонной и дальней связи и кабельно-линейных сооружений; Телеграфной связи; Почтовой связи; Документальных и аппаратурных фондов; Знаков почтовой оплаты, Научно-просветительской массовой работы, а также Научно–техническая библиотека с историческим фондом по всем разделам связи. Полная инвентаризация фондов в 1975-1977 гг. показала уже удвоенное количество предметов в фондах ГК ЗПО: около 5 млн. единиц хранения.

В связи с аварийным состоянием здания, в 1974 году музей был закрыт для посетителей, музейные экспозиции разобраны, что вызвало существенную перестройку его деятельности с акцентом на выездные выставки.

Новая эра Музея. Новое тысячелетие принесло позитивные изменения в судьбе музея. По инициативе Мининформсвязи России в 2000 году была подготовлена программа развития, на основании которой принято решение о возрождении главного музея отрасли. В январе 2001 года Центральному музею связи имени А.С.Попова был возвращён государственный статус и обеспечено бюджетное финансирование. Реконструкция здания музея была включена в федеральную адресную инвестиционную программу к 300-летию г. Санкт-Петербурга. Под руководством Комитета по охране памятников истории и архитектуры Правительства Санкт-Петербурга выполнена полная реконструкция здания музея с частичной реставрацией и консервацией архитектурной отделки парадных залов дворца. Пространства внутренних дворов здания музея преобразованы в современные атриумы, позволяющие расширить экспозиционные площади и зону музейных услуг. Здание музея реконструировано в соответствии с современными требованиями к инженерно-технической инфраструктуре и технологическому оснащению музейных экспозиций и автоматизированных рабочих мест. Специальный эффект получился от гармоничного сочетания инновационных подходов к современному дизайнерскому оформлению экспозиции и классической исторической среды дворца XVIII века. Музей в значительных объемах пополнился современным оборудованием и приборами техники связи, как в виде технической поддержки, так и в виде экспонатов, поступление которых в 1974 году было приостановлено. Работы по возрождению Музея были завершены в срок. Уже 23 мая 2003 года в музее были проведены мероприятия по празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, а в декабре 2003 г. ЦМС имени А.С.Попова распахнул свои двери для первых посетителей. На обозрение была представлена новая экспозиция, позволяющая заглянуть в историю, познакомиться с современными достижениями в области связи и даже поразмышлять о будущем отрасли.

Впервые стало доступным посещение специально созданного фонда открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России». Сегодня Государственная коллекция знаков почтовой оплаты насчитывает около 8 млн. единиц хранения. Раздел коллекции «Почтовые марки стран мира» по-прежнему пополняется регулярными поступлениями из Международного бюро Всемирного Почтового союза в Берне. Все отечественные материалы, как и все издающиеся в нашей стране знаки почтовой оплаты, поступают в музей из Издательско-торгового Центра «Марка». Государственная коллекция знаков почтовой оплаты представляет собой систематизированное собрание выпусков всех видов отечественных знаков почтовой оплаты: почтовых марок, маркированных конвертов, почтовых карточек, почтовых марок всех стран мира, а также другой маркированной продукции с момента ее зарождения до сегодняшнего дня.

Центральный музей связи имени А.С.Попова по традиции поддерживает членство в целом ряде российских и международных профессиональных музейных и отраслевых организаций музей ведёт широкую популяризаторскую деятельность, направленную на продвижение информации о вкладе известных российских учёных, инженеров, изобретателей в мировое научно-техническое развитие. Сегодня Центральный музей связи имени А. С. Попова приглашает своих гостей в реальное и виртуальное путешествие в историю связи. Он предоставляет «коммуникационную среду» для профессионального воспитания молодёжи и организации тематических научно-технических событий.

 

Л.Н. Бакаютова, кандидат культурологии, директор ФГУ «ЦМС имени А.С.Попова»

Л.П. Рылькова, заведующая исследовательским отделом ЗПО ФГУ «ЦМС имени А.С.Попова»


Адрес статьи: http://www.rossvyaz.ru/docstore/doc1473.htm